Одним из жанров иллюзионного искусства, которым владеет Кравченко Мария, является чревовещание. Чревовещание (вентрология) – это умение артиста говорить, не открывая рот.

Чревовещатель Кравченко Мария

Вентролог создает преимущественно слуховую иллюзию, будто его голос идет откуда-то изнутри или со стороны. Артист разговаривает на сцене с куклами или с воображаемыми людьми, якобы находящимися вне сцены, и кажется, что неодушевленные или невидимые собеседники отвечают ему - каждый своим голосом, отличным от голоса артиста по тембру, высоте, звонкости и силе.

Наиболее яркое впечатление производят моменты смены голосов. Поэтому вентролог всегда перебрасывается с "партнерами" короткими остроумными репликами. Реплики "партнера" артист произносит без заметного движения губ (для этого текст пишется по возможности без губных согласных б, п, м), а рот куклы в это время открывается. Иллюзия становится тем более полной, что диалог сопровождается мимической игрой артиста. Она оправдывает повороты головы, скрывающие минимально необходимые движения губ. И именно выразительная игра способна делать вентрологию искусством, а не просто техническим трюком.

Техника вентрологии достигается перестройкой речевого аппарата в результате соответствующей тренировки гортани с голосовыми связками, зева, глотки и полости рта с языком и нёбом. Отсюда следует, что составное латино-греческое слово "вентрология" и его буквальный перевод "чревовещание" по сути дела ошибочны: артист вовсе не говорит "чревом" - животом. Чтобы уметь произносить слова, фразы, не шевеля губами, требуются длительные тренировки, в процессе которых значительное место уделяется постановке дыхания. Во время выступления вентролога у зрителя создается впечатление, будто слова произносит не один человек, а несколько. Умение владеть своими связками, вкупе с актерскими талантами, позволяет вентрологу разыгрывать шуточные сценки в форме диалога с куклой.

Благодаря специальному устройству внутри куклы, артист может незаметно приводить в движение её нижнюю челюсть, поворачивать голову, жестикулировать руками, создавая видимость оживленного участия в разговоре. Естественно, движения куклы выполняются артистом синхронно с произносимым текстом, благодаря чему диалог получается особенно убедительным. Этому же в значительной степени способствует и тембр голоса, интонационная манера, которые артист подбирает соответственно типажу куклы: то это задорный голос непослушного мальчишки, то глухой говор дедушки, контрастирующий с нормальным голосом самого артиста. Слова и фразы, из которых составляется диалог, подбираются таким образом, чтобы их было удобно произносить без артикуляции губ. Тщательно отрабатываются и все движения исполнителя, необходимые в общении с "партнером".

Искусство вентрологии доступно далеко не каждому. Чтобы выйти на сцену с таким номером, необходимо долгие годы отрабатывать навыки вентрологии и работы с куклой. В иллюзионном репертуаре выступления Кравченко Марии есть номера с чревовещанием как для детей, так и взрослых. Зрителей особенно веселит, когда их приятель выходит на сцену и, открывая рот, поет и говорит не своим, а детским голосом.

Существует несколько разновидностей чревовещания:

◊ создание иллюзии, будто предполагаемый источник звука находится недалеко от чревовещателя, например кукла;
◊ создание иллюзии, что звук исходит якобы от отдаленного от чревовещателя предмета (голос за сценой);
◊ приглушение голоса так, что кажется, будто голос доносится из замкнутого пространства, например коробка;
◊ без участия губ имитация различных звуков (например крик животного или плач ребенка).

В программе фокусники для детей и клоуны для детей Мария Кравченко покажет номера с чревовещанием. Вы можете увидеть этот уникальный номер вживую, приглавив артистов на ваше торжество.

Опубликовано в Блог.